АЛЬМОРАВИДЫ - принятое в лит-ре название династии и феодальные государства (середина 11 века – 1146 год), возникшего в ходе движения берберских племен Северной Африки во главе с Абдаллахом ибн Ясином. Альморавидами называли вначале и всех участников движения. Первыми приверженцами движения были кочевые берберские санхаджийские племена, жившие на территории современной Мавритании, которые приняли ислам в 9 веке. Центром деятельности приверженцев Абдаллаха ибн Ясина, выступавшего с проповедями маликизма - одного из 4 толков суннитского ислама (см. Мазхаб), стал построенный им в середине 11 века рибат (монастырь); последователи Абдаллаха ибн Ясина были названы альмурабитун - "живущие в рибате" (исп. almoravides). Они должны были вести подвижнический образ жизни в строгом соответствии с маликизмом и обучаться военному искусству для борьбы с "врагами веры". Вскоре Альморавиды подчинили себе санхаджийские племена Мавритании (на территории современного Марокко), объединив их под религиозным руководством Абдаллаха ибн Ясина. Военное командование находилось в руках представителей правящей семьи племени Лемтуна (отсюда другое название династии Альморавидов - Лемтуна): эмира Яхьи ибн Омара (ум. 1056), затем его брата Абу Бекра, который после смерти Абдаллаха ибн Ясина (1059) стал вождем Альморавидов. К этому времени Альморавиды подчинили Южное Марокко и продолжали завоевания на Север и на Юг. Эти завоевания сопровождались физическим уничтожением "неверных" и "отступников", борьбой с неправедными правителями и "незаконными налогами". Последнее обеспечивало Альморавидам поддержку народных масс и в сочетании с религиозным фанатизмом способствовало быстрому успеху и росту движения. В 1061 году Абу Бекр ибн Омар направился в Сахару для подавления восстания, поручив командование Альморавидами своему племяннику Юсуфу ибн Ташфину, который отстранил дядю от руководства движением, принял титул эмир аль-муслимин и после смерти Абу Бекра стал религиозным и светским главой Альморавидов. Владетели мелких арабских мусульманских государств Пиренейского полуострова, оказавшихся под угрозой, призвали на помощь Юсуфа ибн Ташфина. Отряды альморавидов во главе с Юсуфом ибн Ташфином высадились в Испании, отразили натиск христиан, одержав в 1086 году победу при Салаке (Заллака, к С. от Бадахоса) и к 1090 году подчинили себе мусульманскую Испанию. После смерти Юсуфа ибн Ташфина (1106) его сын Али получил в наследство огромное государство, включавшее Марокко, Западный Алжир, мусульманскую Испанию и Балеарские острова. Столицей нового государства был город Марракеш, основанный Юсуфом ибн Ташфином в 1062 году. Государство Альморавидов было слабо централизованным. В провинциях правили представители династии или верхушки Альморавидов, часто лишь номинально признававшие сюзеренитет главы государства. Поборы и бесчинства войск и правителей, особенно при преемниках Юсуфа ибн Ташфина, вызывали широкое недовольство, которое усиливалось религиозной нетерпимостью Альморавидов. Восторжествовавший при Альморавидах схоластический ретроградный маликизм принял воинствующий характер, убивал всякую живую мысль. Все это значительно ослабило государство Альморавидов, которое не смогло противостоять движению Альмохадов. В 1146 году Альмохады взяли Марракеш и вскоре при помощи местного населения свергли власть Альморавидов в Испании. Остатки Альморавидов во главе с Бану Гания еще некоторое время продолжали борьбу, базируясь на Балеарских островах.
Династия Альморавидов: Яхья ибн Омар (ум. 1056), Абу Бекр ибн Омар (1059-1087 или 1088), Юсуф ибн Ташфин (1088 (фактически с 1061) - 1106), Али ибн Юсуф (1106-43), Ташфин ибн Али (1143-45), Ибрахим ибн Ташфин (1145-46), Исхак ибн Али - (1146).
Н. А. Иванов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Литература:
Энгельс Ф., К истории раннего христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, М., 1936, с. 410; Julien Ch. A., Histoire de l'Afrique du Nord, 2 éd., P., 1951; Levi-Provençal E., Islam d'Occident, P., 1948.