Теократии

ТЕОКРАТИЯ (букв. - боговластие, от греч. teos - бог и kratos - сила, власть) - форма государства, при которой управление государством осуществляется преимущественно жречеством или духовенством, а глава церковной иерархии обладает высшей духовной и светской властью. Исторические примеры "чистой" теократии (восходящей своими корнями к архаическим представлениям, когда верховным правителем считается бог) редки, но её элементы были сильны в ряде государств древности и средневековья. Впервые это понятие и термин «теократия» употреблены Иосифом Флавием (сочинение "Против Апиона", рус. пер. 1898) применительно к политическому строю Иудейского царства, где теократическая власть жрецов во главе с первосвященником была установлена в 6 веке до н. э. В Западной Европе в средние века папы римские являлись теократическими правителями Папской области и стремились к установлению папской теократии над всем "христианским миром" (теократические программы пап Григория VII, Иннокентия III). Протестантскую разновидность теократии представляло собой правление Ж. Кальвина в Женеве в 16 веке. Сосредоточение духовной и светской власти в Тибете в руках 5-го далай-ламы (1617-1682) привело к установлению в Тибете теократии, просуществовавшей здесь без особых изменений в течение нескольких веков. Из теократических идеи исходило мусульманское государственное право (см. Халифат, Имамат), согласно которому халиф соединяет в одном лице власть духовную - имамат и политическую - эмират (в исторической действительности, однако, чаще всего светские элементы власти халифа преобладали над духовными). В новое время к возвращению к этой политической форме призывали некоторые реакционные романтики (Бональд, Жозеф де Местр). Несмотря на крайнюю архаичность, теократия (или ее элементы) сохранилась до новейшего времени (Ватикан; до революции 1962 года - королевство Йемен).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Алиды (Гогоберидзе, 2009)

ср, 01/31/2018 - 18:25 -- Вячеслав Румянцев

АЛИДЫ — потомки зятя пророка Мухаммеда Али и его дочери Фатимы по линии их сыновей — Хасана и Хусейна. С Алидами шииты связывали надежды на установление справедливого порядка на земле. На протяжении веков Алиды и их сторонники вели вооруженную и идеологическую борьбу за верховную власть — имамат, отстаивая исключительное право на нее представителей из рода Али. Девять из двенадцати имамов дала ветвь Хусейна.

Аббасиды (ЛГ.Э, 2013)

пн, 10/23/2017 - 20:38 -- Вячеслав Румянцев

АББАСИДЫ, Аль-Аббассийун — династия арабских халифов в 749-1258 годы. Аббасиды вторая после Омеядов династия, правившая Арабским халифатом. Происходит от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба ибн Хашима, дяди Пророка Мухаммада. Династия достигла расцвета при халифах аль-Мансуре, аль-Махди, Харун ар-Рашиде, аль-Мамуне. Наименование династии Аббасидов встречается у Гумилёва в связи с анализом процесса этногенеза в мусульманском суперэтносе.

Аббасиды (СИЭ, 1961)

вс, 02/21/2016 - 15:06 -- Вячеслав Румянцев

АББАСИДЫ - династия арабских халифов (750-1258), возводивших свое происхождение к Аббасу - дяде пророка Мухаммеда. Пришли к власти в результате восстания Абу Муслима. Основатель династии - Абу-ль-Аббас ас-Саффах. Наиболее крупные правители - Мансур, Харун-ар-Рашид и Мамун. Историю государства Аббасидов - см. Аббасидов халифат.

Шайлендра

ср, 10/14/2015 - 15:31 -- Вячеслав Румянцев

ШАЙЛЕНДРА (Çailendra), Сайлендра (Sailendra), - династия в средневековой Индонезии. Достоверные данные о представителях династии Шайлендра отсутствуют. Большинство ученых считает эту династию яванской, некоторые связывают ее происхождение с последними правителями Фунаня. Шайлендра были последователями буддизма махаяны. Около 750 года Шайлендра захватили власть на Центр. Яве и превратили раджей Матарама в своих вассалов. В правление Шайлендра близ современной Джокьякарты были построены величайший буддийский памятник в Индонезии - Боробудур, храмы (чанди) Павон, Мендут, Каласан, Сари и др.

Алиды (СИЭ, 1961)

вт, 10/13/2015 - 12:09 -- Вячеслав Румянцев

АЛИДЫ - в мусульманских странах феодальные династии, считающие себя потомками халифа Али и Фатимы. Они возводили свое происхождение, часто без оснований, к Али и его сыновьям от Фатимы - Хасану и Хусейну. По алидской традиции, пророк Мухаммед передал Али "сокровенное знание" и тем самым право на религиозную (имамат) и политическую власть в халифате.

Ааль аш-Шейх

вт, 08/04/2015 - 09:05 -- Вячеслав Румянцев

Ааль аш-Шейх — династия потомков Мухаммада ибн Абдель Ваххаба, объединяемая не только родством, но и верностью учению ваххабизма, «истинного ислама». Ааль аш-Шейх остаются в Саудовской Аравии одной из четырех династий, с которыми породнилась правящая династия Ааль Сауд, занимающая ведущие позиции среди улемов (мусульманских священнослужителей). Их представители длительное время входили в состав кабинета министров (посты министров высшего образования, юстиции, сельского хозяйства, а также командные посты в полиции и вооруженных силах).

Алиев А. А.-Г. Алиды Табаристана (РИЭ, 2015)

ср, 06/03/2015 - 22:29 -- Вячеслав Румянцев

Алиды Табаристана (864-928) – династия правителей из зайдитской ветви шиитских имамов, потомков аль-Хусейна, внука пророка ислама Мухаммада. Родоначальником династии был Зайд ибн Али (?-740), брат пятого шиитского имама Мухаммада аль-Бакира (677-732). Его потомок , аль-Хасан ибн Зайд, в 864 году создал на южном берегу Каспия самостоятельное государство, чеканившего собственную монету.

Серегичев С.Ю. Аббасиды (РИЭ, 2015)

вт, 06/02/2015 - 19:21 -- Вячеслав Румянцев
Аббасиды – потомки дяди пророка Мухаммеда аль-Аббаса (родной брат отца Мухаммеда Абдаллаха), захвативший в 749 году после свержения Омейядов власть в халифате. Основателем новой правящей династии Аббасидов стал Абу аль-Аббас ас-Саффах. Преемником ас-Саффаха (749-754) стал его брат Абу Джафар аль-Мансур («победоносный»), построивший в 762-763 годах на месте персидской деревни Багдад новую столицу халифата Мадинат ас-Салям («Город мира»). Однако новое название не прижилось, и главный город халифата стали называть Багдадом, вокруг которого был вскоре возведен двойной ряд стен. Во время правления аль-Мансура (754-775) Аббасиды окончательно укрепились у власти, при этом халиф устранил своих родственников, а также лидеров Алидов (потомки четвертого «праведного» халифа Али) с высших постов в халифате. На все ключевые должности аль-Мансур назначил исключительно лично ему преданных людей, часто с сомнительными биографиями и даже рабов. Благодаря этому на первые роли в халифате постепенно начинает выдвигаться иранский род Бармакидов, глава которого Йахья ибн Халид ибн Бармак становится правителем одной из провинций...

Большаков О.Г. Аббасиды (БСЭ, 1969)

вт, 06/02/2015 - 15:49 -- Вячеслав Румянцев

АББАСИДЫ, династия арабских халифов (750-1258), происходивша от Аббаса, дяди Мухаммеда. Воспользовавшись успехами антиомейядского шиитского движения (восстание Абу Муслима), А. свергли Омейядов. Первым халифом А. стал Абу-ль-Аббас ас-Саффах [750-754]. Араб, знать лишилась прежнего исключит, положения; гл. опорой А. стала феод, знать Ирана и Ср. Азии. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей roc-ва А. стал Багдад, осн. в 762 халифом А. аль-Мансуром (в лит-ре гос-во А. иногда называют Багдадский халифат). В Халифате А., так же как и в Халифате Омейядов, господствовали феод, отношения, при сохранении сильных рабовладельч. и патриархального укладов. Наибольшего могущества Халифат А. достиг при халифах аль-Мансуре [754-775], аль-Махди [775-785], Харун ар-Рашиде [786-809] и аль-Мамуне [813-833]. Усиление в roc-ве А. феод, гнёта, рост налогов вызывали многочисл. нар. восстания (Муканны восстание 70-80-х гг. 8 в., Бабека восстание в нач. 9 в., восстания в Армении в 9 в. и др.)...