ТЕОКРАТИЯ (букв. - боговластие, от греч. teos - бог и kratos - сила, власть) - форма государства, при которой управление государством осуществляется преимущественно жречеством или духовенством, а глава церковной иерархии обладает высшей духовной и светской властью. Исторические примеры "чистой" теократии (восходящей своими корнями к архаическим представлениям, когда верховным правителем считается бог) редки, но её элементы были сильны в ряде государств древности и средневековья. Впервые это понятие и термин «теократия» употреблены Иосифом Флавием (сочинение "Против Апиона", рус. пер. 1898) применительно к политическому строю Иудейского царства, где теократическая власть жрецов во главе с первосвященником была установлена в 6 веке до н. э. В Западной Европе в средние века папы римские являлись теократическими правителями Папской области и стремились к установлению папской теократии над всем "христианским миром" (теократические программы пап Григория VII, Иннокентия III). Протестантскую разновидность теократии представляло собой правление Ж. Кальвина в Женеве в 16 веке. Сосредоточение духовной и светской власти в Тибете в руках 5-го далай-ламы (1617-1682) привело к установлению в Тибете теократии, просуществовавшей здесь без особых изменений в течение нескольких веков. Из теократических идеи исходило мусульманское государственное право (см. Халифат, Имамат), согласно которому халиф соединяет в одном лице власть духовную - имамат и политическую - эмират (в исторической действительности, однако, чаще всего светские элементы власти халифа преобладали над духовными). В новое время к возвращению к этой политической форме призывали некоторые реакционные романтики (Бональд, Жозеф де Местр). Несмотря на крайнюю архаичность, теократия (или ее элементы) сохранилась до новейшего времени (Ватикан; до революции 1962 года - королевство Йемен).
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.