Таким образом, есть основания предположить, что посольство 959 г. не преследовало цель добиться крещения Руси из Германского королевства. Однако факт просьбы епископа считается достоверным. Заметим, что вообще приглашение епископа не обязательно может иметь цель официального крещения государства с созданием церковно-административной организации, церковной иерархии. Речь может равно идти и о проповеднических, миссионерских задачах, крещении пожелавших принять христианство людей. Попробуем определить задачи просимой немецкой религиозной миссии.
Обратимся к источникам. Немецкие анналы сообщают, что послы хотели, чтобы Оттон I «послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины»[1]. Слова «открыть путь истины» делают акцент на миссионерской задаче просимого епископа.
В продолжении хроники Регинона сказано, что Адальберт «хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, должен был отправляться на чужбину». Эти слова выражают понимание трудностей, связанных с поездкой скорее епископа-проповедника, нежели главы епархии.
Эту мысль высказывали историки Фортинский, Пархоменко, Сахаров, Ариньон, Рапов[2]. Исследователь В.П. Шушарин пишет: «…Адальберт… был отправлен Оттоном I на Русь в 961 г. в качестве так называемого миссийного епископа (т.е. епископа, задачей которого было обращение язычников-русов в христианство)»[3].
Таким образом, анализ источников и историографическая традиция позволяют предположить, что задачей просимого посольством 959 г. епископа было ведение проповеднической деятельности.
[1] Назаренко А.В. Русь и Германия в IX–X вв. С. 62.
[2] Фортинский Ф.Я. Указ. соч. С. 120-121; Пархоменко В.А. Указ. соч. С. 144; Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. С. 296; Ариньон Ж.-П. Указ. соч. С. 121; Рапов О.М. Указ. соч. С. 169.
[3] Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 422.