Питиунт, Питиус, Пицунда |
|
- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
ДИНАСТИИГЕНЕАЛОГИЯГЕОГРАФИЯЛИТЕРАТУРАРодственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯПЕРВАЯ МИРОВАЯРЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПрочее: |
Великий Питиунт, Питиунт, Питиус (Пициус), ПицундаПитиунт, античный и средневековый город и порт на берегу Чёрного моря, на мысе Пицунда. + + + Современное состояниеПицунда, приморский климатический курорт в Абхазской АССР на одноимённом мысе Черноморского побережья Кавказа, в 20 км к Ю. от Гагры. Лето очень тёплое (ср. темп-pa авг. 23 о С), зима очень мягкая (ср. темп-pa янв. 6 о С); осадков 1410 мм в год. Леч. средства: аэрогелиотерапия, морские купания (с мая до конца октября). Показания: заболевания органов дыхания нетуберкулёзного характера, функциональные расстройства нервной системы, анемии. Широкий мелкопесчаный пляж. В 1960-е гг. был возведён пансионат на 3 тыс. мест, в ансамбле которого доминируют 7 высотных корпусов, расположенных вдоль берега Чёрного м. (1959-1967, арх. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, В. А. Свирский, Ю. В. Попов, инж. С. Я. Школьников, В. С. Николаев). Заповедник реликтовой пицундской сосны (пл. ок. 200 га). Туристская база.
На мысе Пицунда находился основанный греками античный и средневековый город и порт Питиунт (греч. Pityus). В конце 2 - начале 1 вв. до н. э. он входил в Понтийское царство; с конца 1 в. до н. э.- римская крепость; с 4 в. н. э.- один из центров христианства на Кавказе; в 4-8 вв.- важный опорный пункт Византии. В 80-х гг. 8 в. Питиунт вошёл в Абхазское царство, а с конца 10 в.- в состав Грузии. В 14-15 вв. здесь находилась генуэзская фактория (Pezonda). В 17-18 вв. Пицунда- под властью Турции, а с начале 19 в.- в составе России. Раскопками 1950-х гг. открыты остатки храмов (в т. ч. базилики 4-5 вв. с мозаиками пола), крепостных и жилых сооружений, бань.
Общий вид Пицундского храмового комплекса (2006 г.). К северо-востоку от древнего городища -3-нефный крестово-купольный храм 10 в. (ныне музей; в нартексе - фрески 16 в.). Использованы материалы Большой советской энциклопедии. Упоминание Питиунта есть в книге Прокопия Кесарийского "Война с персами": (14) Река Воа 185) вытекает из пределов армян, живущих около Фарангия, недалеко от пределов цанов. Сначала она довольно долго течет направо, будучи неширокой и для кого угодно легко преодолимой, вплоть до того места, где по правую сторону находятся границы Ивирии, а прямо—заканчивается Кавказский хребет. (15) Тут живет много различных племен, в том числе аланы и авасги, являющиеся христианами и издревле находящиеся в дружбе с римлянами, затем зихи, а за ними гунны, которые называются савирами 186). (16) Когда же река доходит до того места, где находятся границы Ивирии и Кавказа, то тут в нее вливается много других водных потоков и она становится много шире и течет, получив отсюда название Фасиса вместо Воа; с этого места она судоходна вплоть до так называемого Понта Эвксинского, куда она и впадает. Тут по обеим ее сторонам расположена Лазика. (17) Но только лежащая по правому ее берегу страна заселена местным населением, вплоть до пределов Ивирии. (18) Все селения лазов находятся здесь, на этой стороне реки, и тут издревле построены ими городки, в том числе самый укрепленный из них Археополь, Севастополь и крепость Питиунт, а у самых границ ивиров Сканда и Сарапанис. Самые значительные города здесь Родополь и Мохирис 187). (19) По левому берегу реки границы Лазики простираются на расстояние одного дня пути для не обремененного тяжестью пешехода, но эта земля совершенно безлюдна. По соседству с этой страной живут римляне, которые называются понтийскими. (20) В пределах Лазики, там, где нет никаких поселений, василевс Юстиниан уже в мое время выстроил город Петру, (21) где Иоанн по прозвищу Цив учредил монополию, как мной рассказано раньше 188), оказавшись виновником отпадения лазов. (22) К югу от города Петры сразу же находятся границы римлян. Здесь расположены весьма многолюдные места: так называемый Ризей, Афины и многие другие вплоть до Трапезунда. (23) Когда лазы вели Хосрова, они, перейдя реку Воа и имея по правую сторону Фасис, подошли таким образом к Петре, поступая так якобы из опасения, что придется переходить реку Фасис с большим трудом и огромной тратой времени, на самом же деле — из-за нежелания показывать персам свои жилища. (24) Ибо Лазика и с той, и с другой стороны реки одинаково труднопроходима. (25) По обеим сторонам этой местности поднимаются очень высокие скалы, на большом пространстве образующие здесь ущелья. Римляне, говоря по-гречески, называют такие проходы клисурами. (26) Поскольку тогда Лазика не охранялась, персы со своими проводниками очень легко достигли Петры. Примечания 185) Прокопий в данном случае путает реку Воа-Акампсий (Чорох) и реку Фасис (Риони), но в § 16 речь действительно идет о Фасисе. 186) К северу от лазов вдоль Черного моря и до Азовского моря обитали абазги, зихи, сагины и гунны-утригуры; по другую сторону Кавказского хребта — аланы и гунны-сабиры (савиры). 187) О борьбе за эти города в 550—551 гг. Прокопий подробно рассказывает в IV книге “Войны с готами”. 188) См. выше: В.Р. II. 15. 10: "Он убедил василевса Юстиниана построить в Лазике приморский город по имени Пeтра. Расположившись здесь, как в крепости, он грабил имущество лазов". Прокопий Кесарийский. Война с персами. Книга вторая. Глава XXIX. // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.: Наука, 1993. 570 с. Литература:Пачулиа В. П., Пицунда, Тб., 1962; Инадзе М. П., Причерноморские города древней Колхиды, Тб., 1968; Чиквиладзе П., Курорт Пицунда, Тб., 1971. Далее читайте:Пицундский храмовый комплекс (краткое описание и иллюстрации). Экспонаты музея (краткое описание и иллюстрации). Краткая история Пицунды (статья). Руслан Барцыц, Анна Бройдо. Пицунда: история и современность (путеводитель ищущего истину). Руслан Барцыц. Симон, посланник Богородицы. Симон Кананит, Зилот, апостол (ск. в I в.). Абхазия (краткая историческая справка). Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа. Барцыц, Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике: монография / Р.М. Барцыц. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2009. 168 с. (Файл в формате .FB2 для электронных книг - sinkretizm-ruslan_barcyc.zip) Бройдо А.И. Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 годов. Москва 2008. (Вы можете также скачать файл в формате .FB2 для электронных книг - abhazy-anna_brojdo.zip). Православные монастыри (справочник).
|
|
ПРОЕКТ ПОРТАЛА ХРОНОС |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |