Иоанн XXIII, Анджело Джузеппе Ронкалли
       > ПРАВИТЕЛИ МИРА > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

Правители мира

Иоанн XXIII, Анджело Джузеппе Ронкалли

1881-1963

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


ДИНАСТИИ
ГЕНЕАЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА

Прочее:

Иоанн XXIII

Иоанн XXIII

Иоанн XXIII (Giovanni) (1881-1963), римский папа с 1958. Стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. В 1962 созвал 2-й Ватиканский собор.


Иоанн XXIII - римский Папа (1958-1963), дипломат Ватикана. Исполнял обязанности папского нунция (посланника) в Болгарии, Греции, Турции и Франции. Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами.

Анджело Джузеппе Ронкалли родился на севере Италии в местечке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо в 1881 году. Выходец из крестьянской семьи, он сохранил до конца жизни связь с родней, с братьями, так и оставшимися крестьянами. Вопреки сложившейся в Ватикане традиции, когда каждый вновь избранный папа возвышал свою родню, Иоанн XXIII не присвоил никому из членов своей семьи дворянского звания.

В 1900 году Ронкалли окончил Бергамскую Духовную семинарию, в 1904 году - теологическое отделение Римской папской семинарии. Получив диплом богослова и приняв сан священника, Ронкалли более десяти лет был секретарем епископа Бергамо Д.М. Радини Тедески (1904-1914), одновременно преподавая историю церкви в Бергамской семинарии.

Во время Первой мировой войны он был призван в армию, где служил сначала санитаром фронтового госпиталя, затем военным капелланом.

В 1921 году Ронкалли был назначен членом "Священной конгрегации пропаганды веры". Он занимался реорганизацией миссионерской службы, вел курс патрологии в папском Латеранском университете.

Самостоятельным мышлением он рано вызвал неудовольствие центра папской курии - священной канцелярии. В 1925 году Ронкалли, получив сан епископа, был назначен нунцием (дипломатом) на один из самых трудных участков, - в Софию. Болгарский царь принадлежал к православной церкви, его жена, из Савойской династии, - к католической. Чтобы бракосочетание совершилось по католическому обряду, дети от этого брака должны были воспитываться в католической вере, что не устраивало болгарского царя. Часто возникали такие ситуации, из которых сам нунций с трудом находил выход. И куриальной бюрократии не оставалось ничего другого, как терпеть Ронкалли на этом посту.

В 1935 году он прибыл в качестве нунция в Анкару. Поскольку Ронкалли представлял папский престол также и в Афинах, то ему приходилось действовать в одно и то же время в двух конфликтующих между собой средах. Он так блестяще справлялся со своими обязанностями, что Монтини, в ту пору помощник статс-секретаря в Ватикане, настоял на передаче Ронкалли нунциатуры в Париже (1944). То была нунциатура первостепенной важности. Предшественник Ронкалли на этом посту Валери, поддерживавший хорошие отношения с режимом Виши, после падения этого режима был отозван по требованию де Голля. Большинство французских епископов, подобно тому же Валери, было коллаборационистами. Ронкалли оказался перед почти неразрешимыми проблемами, но он быстро завоевал доверие де Голля и, находясь в Париже, нашел и путь в Москву. То, что не было ему ясно в Софии и Анкаре, он понял в Париже во время разговоров с де Голлем: без мощи Советского Союза Европа немыслима.

Возведенный в 1953 году в соответствии с желанием французского правительства в сан кардинала, Ронкалли стал патриархом Венеции.

Осенью 1958 года конклав кардиналов избрал Ронкалли папой. Уже выбранное им для себя имя - Иоанн ХХIII - явилось вызовом папской курии. Это имя папы, который за совершенные им преступления в 1415 году был смещен церковным собором в Констанце.

Понтификат Иоанна XXIII, продлившийся неполных пять лет, определил новый курс ватиканской политики.

Положение, в котором уже в течение длительного времени пребывала католическая церковь, было очень серьезным. Конфронтация с лагерем социализма была лишь одной из важнейших проблем, которую надо было решать. В отличие от своего предшественника Пия XII Иоанн XXIII настойчиво выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии.

Уже в первом своем обращении по радио в ноябре 1958 года папа, апеллируя к руководителям народов, заявил: "Зачем тратить огромные ресурсы на подготовку войны, вместо того чтобы улучшить благосостояние всех, особенно беднейших классов?"В своей первой энциклике "Ад петри катедрам" от 2 июля 1959 года папа писал, что новая война превратит мир в руины, и призывал всех людей, особенно тех, кто стоит во главе государств, добиваться соглашений и сохранить мир.

В 1959 году Иоанн XXIII официально признал революцию на Кубе, аккредитовал при папском дворе представителя правительства Ф. Кастро Л.А. Бланко-и-Фернандеса.

Однако стратегия Ватикана - принципиальное отрицание идеологии коммунизма - сохранялась и в период понтификата Иоанна ХХIII. В то же время папа считал, что урегулирование отношений между Ватиканом со странами социалистического лагеря, где проживает больше 50 миллионов католиков, отвечает интересам католической церкви, хотя и оставался противником общественного строя, существовавшего в этих государствах.

Иоанн прекрасно понимал, что с коммунизмом не может быть никакого идеологического сближения. Это видно из молитвенной формулы, рекомендованной им католикам в августе 1961 года: "Бдительность по отношению к безбожному коммунизму, к тому, как ему обучают и как с ним живут, не должна быть парализована стремлением к кажущемуся миру". Альтернативой должна быть не война против Советского Союза, а "истинный мир, мир Христа". Так он хотел защитить себя от тех противников в курии, которые упрекали его в отступлении от основных положений католической церкви.

В начале 1960-х годов Иоанн XXIII неожиданно для многих высказался за решение спорных вопросов между двумя системами путем "свободных и лояльных переговоров", содействовать которым - "знак мудрости и осторожности, благословляемый на Небе и земле". В отличие от своих предшественников Иоанн XXIII не требовал осыпать проклятиями и отлучать от церкви тех, кто исповедует "ошибочные учения". "Сегодня церковь предпочитает прощение вместо суровости", - говорил он.

Выступая по радио в сентябре 1961 года, Иоанн XXIII советовал правителям государств "осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей", и решать спорные вопросы не силой, а путем искренних и свободных переговоров.

В речи 25 декабря 1961 года перед дипломатами, аккредитованными при Ватикане, папа убеждал заинтересованные стороны идти на уступки для достижения мира: "Суд истории будет суров для тех, кто не сделает все возможное, для того чтобы отдалить от человечества угрозу войны".

Эта же мысль была развита им на приеме правительственных делегаций, прибывших на открытие Вселенского собора в Ватикане в октябре 1962 года, и еще раз - через несколько дней после этого, в дни кризиса в районе Карибского моря.

Иоанн при посредничестве венского архиепископа кардинала Кенига попытался достигнуть соглашения по церковным вопросам с правительством Венгерской Народной Республики. Переговоры с дипломатами ВНР, начатые Ватиканом при Иоанне XXIII, завершились при его преемнике подписанием в сентябре 1964 года соглашения, предусматривавшего урегулирование некоторых практических вопросов, относившихся к деятельности церкви.

Осуждая политику неоколониализма, Иоанн впервые в истории католической церкви назначил кардиналом темнокожего епископа Ругамбву из Танзании. Папа вел активный диалог с лидерами нехристианских церквей Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и др.

Иоанн стремился к объединению христианского мира, установил контакт с представителями некатолических христианских церквей. "Все люди братья, и все следует решать по-дружески, на основе взаимного человеколюбия", - говорил он.

В день открытия первой сессии Второго Ватиканского или ХХI Вселенского собора 11 сентября 1962 года Иоанн XXIII подчеркнул необходимость "содействовать устранению всех конфликтов и прежде всего войн - этого бича народов". На соборе обсуждались два важнейших пункта папской программы: обновление церковной жизни, называемое папой Иоанном XXIII "аджорнаменто", и объединение с другими христианскими церквами.

Папа добился большого успеха: русская православная церковь в лице двух своих наблюдателей официально принимала участие в работе собора. Иоанн придавал исключительное значение присутствию на Втором ватиканском соборе именно этой церкви.

Еще в энциклике "Mater et magistra" ("Мать и Наставница", 1961) - программном документе католической церкви по вопросам социальной политики - Иоанн ХХIII подчеркивал, что собор должен выработать новую концепцию, способствующую предотвращению любого конфликта, особенно военного. 11 октября 1962 года папа заявил, что в задачу собора не входит осуждение заблуждений и провозглашение анафемы, что ныне церковь предпочитает "прибегнуть скорее к целительному средству милосердия, чем к строгости". Речь папы завершалась призывом к сохранению мира.

В дни работы первой сессии Ватиканского собора папа в беседе с польскими епископами, прибывшими на собор, высказался таким образом, что его слова были истолкованы как признание послевоенных западных границ Польши на Одере и Нейсе. Заявление папы вызвало резкие комментарии в печати ФРГ, а посол боннского правительства в Ватикане Шерпенберг потребовал разъяснения ватиканското статс-секретариата.

В своей рождественской речи Иоанн XXIII называл мир самым драгоценным благом на земле. Это было его последнее рождественское послание. 7 марта 1963 года, обращаясь к президенту Италии Гронки по случаю присуждения фондом имени Бальцана международной премии "За мир и гуманизм", папа говорил о сверхнейтралитете Ватикана. Папа нарочито прибегнул к превосходным степеням, так как его предшественник охотно толковал о ватиканском нейтралитете, которого в действительности не было. Получив премию, Иоанн принял журналистов.

Прием свидетельствовал - в той мере, в какой это касалось папы, - что Ватикан выработал новую тактику. В консервативных кругах это вызвало возмущение и удивление. Как бы отвечая своим критикам, папа при посещении одной приходской церкви в Риме подчеркнул: "Чего иного может желать папа как пастырь, как не творить добро? Он никому не хочет причинить зло, он ищет только доброе и не хочет ничего иного, как обратить сердца к делам небесным".

В энциклике "Pacem in terris" ("Мир на Земле") от 13 апреля 1963 года папа хотел "в свете Евангелия объединить все силы, ведущие к подлинному миру в личной сфере, семье и обществе".

Незадолго до смерти Иоанн XXIII говорил нунцию В. Роберти о своем намерении установить дипломатические отношения с Советским Союзом.

Увы, деятельность папы не получила должной оценки в его ближайшем окружении.

Противники курса Иоанна XXIII называли его "красным папой", сторонники - "папой мира".

Папе не удалось осуществить программу "обновления" церкви, принятую Вторым Ватиканским собором. Он умер 3 июня 1963 года от рака желудка, отказавшись от операции. 

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/ 


Иоанн XXIII.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/ 

Блаженный Иоанн XXIII, Папа Римский (Ioannes Vicesimus Tertius). Мирское имя: Анджело Джузеппе Ронкалли. Происхождение: Сотто-иль-Монте (Италия). Годы жизни: 25 ноября 1881 - 3 июня 1963. Годы понтификата: 28 октября 1958 - 3 июня 1963. Отец: Джованни Ронкалли. Мать: ?

Анджело Ронкалли происходил из небогатой семьи. В 1904 г. он стал священником. Во время Первой Мировой войны Анджело был призван на фронт, где служил сначала санитаром, а затем капелланом. После войны Ронкалли был принят на службу в курию. Получив номинальный титул епископа Ареополиса, он выполнял функции папского посланника на Балканах. В декабре 1944 г. его перевели в Париж на должность нунция. В 1953 г. Ронкалли получил кардинальскую шапку и архиепископство Венеции.
На конклаве 1958 г. наиболее реальным кардиналом в папы считался кардинал Сири. После третьего тура голосования католики, собравшиеся на площади св. Петра, увидели белый дым, идущий из трубы Сикстинской капеллы, свидетельствовавший о том, что новый папа избран. Однако затем дым изменил цвет на черный. Поползли слухи о том, что кардиналы выбрали папой Джузеппе Сири, но, испугавшись возможных преследований католиков на Ближнем Востоке и в Советском Союзе из-за чрезмерного консерватизма избранника, вынудили его отречься и провели повторное голосование. На нем одержал победу Анджело Ронкалли, взявший имя Иоанн XXIII. Это был серьезный вызов консерваторам из курии, поскольку в истории церкви уже был один антипапа, носивший это имя, - знаменитый разбойник и убийца Бальтазар Косса. Свой выбор Ронкалли объяснил тем, что имя Иоанн ему дорого, потому что так звали его отца.
Положение, в котором уже в течение длительного времени пребывала католическая церковь, было очень серьезным. Конфронтация с лагерем социализма была лишь одной из важнейших проблем, которую надо было решать. В отличие от своего предшественника Иоанн XXIII настойчиво выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии. В первом же выступлении по радио он объявил войну злом, поглощающим ресурсы, которые можно было бы направить на помощь бедным. Во время Карибского кризиса Иоанн обратился с воззванием ко всем руководителям стран с призывом прекратить эскалацию международного конфликта и предотвратить третью мировую войну, несмотря на то, что многие кардиналы рекомендовали ему всецело поддержать США. В 1963 г. Иоанн XXIII получил премию "За мир и гуманизм", присуждаемую фондом имени Бальцана.
Хотя идеологию коммунизма папа принципиально отрицал, но, тем не менее, стремился к установлению отношений со странами социалистического лагеря, где проживало более 50 миллионов католиков. В отличие от своих предшественников папа требовал не осыпать проклятиями и отлучать от церкви тех, кто исповедует "ошибочные учения", а решать возникающие вопросы путем переговоров. В 1959 г. Иоанн XXIII признал революцию на Кубе и отправил на остров Свободы своего посланника. При посредничестве венского архиепископа Кенига папа попытался достигнуть соглашения по церковным вопросам с правительством Венгрии. Переговоры были успешно завершены его преемником. Иоанн XXIII проявлял большую заинтересованность делами в Польше. 8 декабря 1962 г. на аудиенции польских епископов из западных земель папа произнес знаменательную фразу о "Западных землях, навечно возвращенных" польскому народу, что вызвало тогда протест со стороны некоторых германских кругов. Незадолго до смерти Иоанн сообщил нунцию Роберти о намерении установить дипломатические отношения с СССР и даже встречался с Аджубеем, зятем Хрущева.
Осуждая политику неоколониализма, Иоанн впервые в истории католической церкви назначил кардиналом темнокожего епископа Ругамбву из Танзании. Папа вел активный диалог с лидерами нехристианских церквей Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и установил контакт с представителями некатолических христианских церквей. 2 декабря 1960 папа впервые за последние 400 лет принял у себя в Риме руководителя англиканской церкви - Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера. На II Ватиканском соборе присутствовали в качестве наблюдателей два представителя русской православной церкви.
С первых дней своего понтификата Иоанн начал вести работу по организации XXI Вселенского (II Ватиканского) собора. Основными задачами этого собора были принятие программы обновления церковной жизни ("аджорнаменто") и объединение с другими христианскими церквями. В соборе, открывшемся 11 октября 1862 г., приняли участие 2850 священников. Поделенные на различные комиссии, они приступили к дискуссии над главными проблемами, перед которыми оказалась церковь в середине XX в. К сожалению, Иоанну не было суждено дожить до окончания собора и самому провести в жизнь программу обновления церкви. Он умер 3 июня 1963 г. от рака желудка, отказавшись от операции. В 2000 г. Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных.
Деятельности Иоанна давались противоречивые оценки. Сторонники называли его "папой мира", а противники - "красным папой". Наиболее радикально настроенная часть противников осудила попытки Иоанна модернизировать церковь. Было основано движение седевакантистов (от латинских слов sede - "престол" и vacante - "не занят"). Его последователи считают Иоанна XXIII и последующих пап незаконно избранными, потерявшими престол через ересь модернизма и прогрессивизма. Некоторые группы седевакантистов избирают собственных понтификов, однако число их последователей еще меньше чем у средневековых антипап.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/


Далее читайте:

История папства  (хронологическая таблица).

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Ордена монашеские и ереси (католические)

 

 

 

 

ПРОЕКТ ПОРТАЛА ХРОНОС

TopList

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС