Иванов Н.А. Альмохады (СИЭ, 1961)

вс, 03/06/2016 - 17:49 -- Вячеслав Румянцев

АЛЬМОХАДЫ - принятое в литературе название династии и феодального государства (1121/22-1269), образовавшегося в результате движения берберских племен Северной Африки. Альмохадами называли также и участников движения. Движение Альмохадов приняло характер широкой народной борьбы, направленной против налогового гнета и социального неравенства; возникло как реакция на религиозную нетерпимость Альморавидов. Основатель и идеолог движения Альмохадов богослов Ибн Тумарт выступил как приверженец идеи строгого единобожия; отсюда арабское название последователей Ибн Тумарта аль-муваххидун (исп. almohades) - "единобожники". Ибн Тумарт выступал поборником строгой мусульманской морали, в соответствии с Кораном и сунной. Приблизительно в 1121-1122 годы его приверженцы перешли к открытой борьбе с Альморавидами. Основные силы повстанцев состояли из берберских племен (харга, хинтата и др.), которые впоследствии составили привилегированную группу так называемых альмохадских племен. Ибн Тумарт был провозглашен махди. Ближайшим сподвижником Ибн Тумарта был Абд-аль-Мумин, управлявший альмохадской общиной и командовавший ее войсками. После смерти Ибн Тумарта (1128) он стал халифом. Организация власти при первых Альмохадах сохраняла черты берберской племенной организации. При махди был правительственный "совет 10" и собрание представителей главных альмохадских племен, которые участвовали в обсуждении государственных дел. Впоследствии значение этих учреждений постепенно снижалось. В 1146 году Абд-аль-Мумин взял Марракеш, ставший столицей нового государства, и распространил свою власть на всю мусульманскую Испанию. В результате первого (1151-1152) и второго (1160) походов в Ифрикию были ликвидированы местные династии, усмирены племена, главные силы которых были разгромлены при Сетифе в 1152 году, и изгнаны норманны, захватившие ряд городов на побережье. Наибольшего расширения государство Альмохадов достигло к 1161 году. При Абд-аль-Мумине был произведен земельный кадастр, племена должны были платить налоги или нести военную службу. После смерти Абд-аль-Мумина (1163) утвердился принцип наследственной передачи власти и наблюдалось быстрое изменение первоначальной природы альмохадского движения: верхушка Альмохадов быстро феодализировалась, под видом защиты правоверия производились религиозные гонения и преследования, усилился гнет альмохадских правителей и военачальников. Все это вызывало недовольство народных масс. При ближайших преемниках Абд-аль-Мумина государство Альмохадов было еще сильным. Опираясь на арабские племена, они нанесли ряд поражений христианам, в частности в сражении при Аларкосе (1195), и подавили антиальмохадские восстания внутри страны (например, в 1209 году в Джебель-Нефусе). Но в 1212 году войска Альмохадов были разгромлены при Лас-Навас-де-Толоса, а к 1248 году христиане овладели всеми землями мусульман в Испании, за исключением Гранады. Восточные провинции одна за другой отделялись от халифата. В 1228 году в Тунисе и в 1235 году в Тлемсене образовались собственные династии (альмохадских наместников, отложившихся от государства Альмохадов); росло могущество эмиров из династии Маринидов, которые в результате восстания племени бану-марин в 1269 году захватили Марракеш и положили конец династии Альмохадов.

Династия А.: Махди Ибн Тумарт (1121-1128), Абд-аль-Мумин (1128-63), Абу Якуб Юсуф (1163-84), Абу Юсуф Якуб аль-Мансур (1184-99), Мухаммед ан-Насир (1199-12141, Юсуф аль-Мустансир (1214-24), Абд-аль-Вахид (1224), аль-Адиль (1224-27), аль-Мамун (1227-32), ар-Рашид (1232-42), ас-Саид (1242-48), Омар аль-Муртада (1248-66), Абу Даббус (1266-69).

H. A. Иванов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература:

см. к ст. Альморавиды, а также - Millet R., Les Almohades, P., 1923.

Династия: 
Территория: