Святослав Игоревич |
|
? - 972 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
ДИНАСТИИГЕНЕАЛОГИЯГЕОГРАФИЯЛИТЕРАТУРАРодственные проекты:ХРОНОСФОРУМ ХРОНОСАПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯПЕРВАЯ МИРОВАЯРЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАПрочее: |
Святослав I Игоревич
Князь Святослав Игоревич убивающий хазарского жидовина.
Святослав I Игоревич (942 (ок.930?) - 972х) (см. генеалогическую таблицу) Родители : Игорь и Ольга Псковская; Жены и дети : 1. Предслава, дочь киевского боярина => Ярополк (961-980х); 2. Эсфирь => Олег, князь Дреговичский (?-977х); 3. Малуша (Малфред?), ключница =>
Владимир Красное Солнышко (?
(ок.948?) -1015+); Брат Малуши Добрыня Никитич (Нискинич) был крупным полководцем и государственным деятелем, воспитателем Владимира Красное Солнышко. О Добрыне и его подвигах сложено много былин. Основные моменты жизниКнязь Новгородский и вел. князь Киевский (946-972) По словам византийского хрониста Льва Дьякона, Святослав был "среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона - знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась от других русских". Совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволжье, на Сев. Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил (965) Хазарский каганат, в 967 воевал с Болгарией за Подунавье. C 60-тысячным войском в 970 году он нанес болгарам поражение при Доростоле. Святослав поставил г. Переяславец (Малый Переслав) на нижнем Дунае и мечтал сделать его столицей будущего великого славянского государства. "Туда, - говорил он матери, - сходится все хорошее: из Греции золото, паволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рабы ..." В союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну 970-971. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов. Материал с сайта ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ
Святослав Игоревич (? - 972) - вел. князь киев., сын киев. кн. Игоря Рюриковича Старого и Ольги Мудрой. Оставшись после гибели отца (945) ребёнком, вырос в среде дружинников. Объявлен вел. князем сразу после смерти Игоря, однако мать все время была при нём правительницей, даже по достижении им зрелого возраста продолжала править гос-вом, поскольку Святослав Игоревич почти всю свою жизнь провёл в военных походах. Единств, мерило его поступков в дальнейшем - мнение дружины, единств. идеал - слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего традициям дружинников. Возможно, поэтому Святослав Игоревич упорно сопротивлялся христианизации Руси, которая никак не согласовывалась с осн. устоями тогдашнего дружинного быта. Достигнув юношеск, возраста, Святослав Игоревич начал беспрерывную цепь своих военных предприятий. Действия Святослав Игоревич носили наступательный характер, что позволяло ему захватывать инициативу и добиваться успеха. Летописец оставил его красочную поведенческую характеристику: «...и легко ходя, аки пардус, воины многы творяще. Ходя, воз по себе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но по тонку изрезав конину, или зверину, или говядину, на углех испек, ядяше. Ни шатра имеяше, но подклад (потник. - Авт.) постилаше и седло в головах. Такоже и прочий вои его бяху вей...» Ещё в 941 на Волге, в стране волжск, булгар, хазар и буртасов, погибла рать его отца. Кроме того, новг. купцов постоянно притесняли местные власти и население. Мстя за позор отца и желая получить в свои руки Великий Волжский путь, соединявший Скандинавию, Сред. Азию и Русь, Святослав Игоревич выступил (964) со своей дружиной в поход. Поднявшись по р. Десне через землю северян, подвластных Киеву, он перешёл в верховья Оки, в землю вятичей. Не желая оставлять в глубоком тылу плативших дань хазарам вятичей, Святослав Игоревич на этот раз не стал воевать с ними и подчинять их своей воле. Перейдя Волгу, он в течение почти 5 лет одержал целый ряд побед над булгарами, буртасами и хазарами, разрушил гл. цитадель последних - Саркел, прошёл до Боспора Киммерийского; на Сев. Кавказе захватил хазар, крепость Семендер, разбил ясов и касогов. Очистив всю Волгу, вернулся в Киев прежним путем. В 966 Святослав совершил поход на вятичей и заставил их платить себе дань. В 967 в Киев прибыл посол визант. имп. Никифора Фоки, знатный вельможа, патриций Калокир. Богато одарив киев. князя и его приближённых, Калокир передал Святослав Игоревич приглашение императора к совместному походу в Болгарию. Дела империи в тот период шли плохо: её владения на востоке и юго-востоке подвергались постоянным нападениям арабов; в 966 Византия начала после 40-летнего перемирия войну с болгарами. Святослав Игоревич пошёл на союз с императором и, неожиданно даже для приближённых дружинников, объявил о походе в Болгарию. Из Киева выступило 10-тыс. войско. Быстро спустившись на ладьях вниз по Днепру к Чёрному морю, Святослав Игоревич оказался вскоре в болгар, пределах. Застигнутый врасплох болгар, царь Петр выслал навстречу русским спешно собранное войско. Святослав Игоревич наголову разбил втрое превосходившую рать болгар, и Петр заперся в крепости Доростпл. Святослав Игоревич легко овладел г. Малая Преслава и занял всю прилегающую к ней область. Между тем Петр снёсся с императором и заключил с ним союз против русских, а Киев осадили печенеги. Летом 968 Святослав Игоревич примчался с частью дружины в свою столицу и освободил Киев от степняков. Похоронив мать (969) и посадив сыновей (Ярополка в Киеве, Олега - в Древлян, земле, а юного Владимира - в Новгороде Великом), Святослав Игоревич снова ушёл с дружиной в Болгарию. Ок. 971 ситуация изменилась: теперь Святослав Игоревич, уже в союзе с венграми и болгарами, начал воевать с Византией. К тому времени Никифор Фока был убит и на престол сел Иоанн Цимисхий. Арабов на юге и востоке удалось на некоторое время оттеснить, поэтому у императора оказалось достаточно войска, чтобы изгнать Святослав Игоревич из Болгарии и затем подчинить её Константинополю. После поражения в битве с превосходящими по численности визант. войсками у Большого Преслава и Доростола Святослав Игоревич укрылся в этой крепости и в течение 3 месяцев сидел в осаде, мужественно терпя со своими воинами лишения, голод и болезни, пока ему не удалось заключить мир с Иоанном. На обратном пути на родину он был убит на о. Хортица подосланными визант. императором печенегами. Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. СВЯТОСЛАВ I ИГОРЕВИЧ (кол. 3) Из рода Рюриковичей. Сын Игоря Рюриковича и кн. Ольги. Род. ок. 940 г. Вел. кн. Киевский в 945 - 972 гг. + 972 г. В то время, когда отец Святослава, князь Игорь, был убит в Древлянской земле, Святослав был еще ребенком и всеми делами распоряжались мать его княгиня Ольга, кормилец Святослава Асмуд и воевода Свенельд. В 946 году, собрав многих воинов, Ольга пошла на древлян. С ней был и Святослав. Древляне выступили навстречу, и когда оба войска сошлись для схватки, Святослав бросил свое копье во врага. Копье пролетело только между ушей коня и упало у его ног, ибо Святослав был еще очень мал. Но Свенельд и Асмуд сказали: "Князь уже начал бой: последуем, дружина, за князем!" И началась битва, в которой одолели киевляне. В 957 году после своего крещения Ольга стала уговаривать сына своего также принять христианство. Но Святослав ответил: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". И не послушал матери, продолжая жить по языческим обычаям. Но другим креститься не запрещал, а только насмехался над ними. Ольга же молилась за своего сына и продолжала руководить им до тех пор, пока он не возмужал. Когда Святослав вырос, стал он собирать много воинов храбрых и много воевал, а в походы ходил легко как гепард, рассказывает летописец. И не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину или говядину, жарил на углях и так ел. Не имел он и шатров, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все его воины. Прежде чем нападать на врага, посылал он вперед гонца со словами: "Хочу на вас идти". И внешность у Святослава, по словам византийского историка Льва Диакона, была под стать его характеру: дикая и суровая. Брови у него были густые, глаза голубые, Волосы и бороду князь имел обыкновение брить, но зато имел длинные висячие усы и пучок волос на одной стороне головы. Будучи невысок ростом и строен телом, он отличался могучей мускулистой шеей и широкими плечами. Роскоши Святослав не любил. Одежду носил самую простую и только в ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином. В 965 году, будучи примерно 25 лет от роду, Святослав пошел на хазар. Услышав о том, хазары вышли навстречу во главе с каганом, и началась битва. Святослав одолел хазар и взял города их, Саркел и Белую Вежу. После победил он ясов и касогов. На другой год Святослав победил вятичей и возложил на них дань. В 967 году Святослав пошел на Дунай в Болгарию. Святослав одолел болгар в битве и, взяв 80 их городов по Дунаю, сел княжить в Переяславце, беря дань с греков. В 968 году, в отсутствие Святослава, на Русскую землю пришли печенеги. Ольга заперлась в Киеве со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром. Печенеги же осадили город великою силой: было их вокруг бесчисленное множество, и нельзя было ни выйти из города, ни набрать воды, и изнемогали люди от голода и жажды. Тогда киевляне послали к Святославу гонца со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. Нас же чуть было не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми. Если не придешь и не защитишь нас, то не миновать нам полона. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей?" Услышав эти слова, Святослав с дружиною немедленно оседлал коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. После собрал он воинов, прогнал печенегов в поле, и настал покой в Русской земле. Далее летописец рассказывает так. Святослав созвал бояр и сказал матери своей: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки и вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии - серебро и кони; из Руси же - меха и воск, мед и рабы". Ольга отвечала ему на это: "Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь". Через три дня Ольга умерла, и оплакал ее Святослав вместе с сыновьями своими и похоронил. В 969 году Святослав посадил Ярополка в Киеве, Олега - у древлян, Владимира Послал княжить в Новгород, а сам отплыл в Болгарию в Переяславец. Болгары же, отбившие к этому времени Переяславец, затворились против него в городе и вышли биться с русскими. И была великая сеча, в которой болгары стали одолевать. Тогда сказал Святослав своим воинам: "Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина!" К вечеру одолел Святослав и взял город приступом. И послал он к грекам со словами: "Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город". Греки же сказали: "Чем воевать, возьми дань на всю дружину свою, только скажи, сколько вас, чтобы мы разочлись по числу дружинников твоих". Так говорили греки, обманывая русских. Святослав же послал сказать: "Нас двадцать тысяч". Но прибавил десять тысяч: ибо русских было всего десять тысяч. Получив это известие, Иоанн Цимисхий, император греков, выступил против руси с 30 тысячами, а дани не дал никакой. В 970 году война переместилась во Фракию. В первом сражении Святослав одолел и пошел к Константинополю, захватывая города. В Филиппополе (Пловдиве), по свидетельству Льва Диакона, он велел посадить на кол 20 000 пленных, привел этим болгар в ужас и заставил повиноваться себе. Однако под Андрианополем русские встретились с войском Варды Склира и потерпели от него поражение. Несмотря на победу, Цимисхий из-за начавшегося в Азии мятежа Варды Фоки должен был заключить мир. Он послал сказать Святославу: "Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь". Святослав, по словам летописца, взял огромную дань, а также много даров и возвратился в Переяславец со славой великой. Впрочем, мир продолжался совсем недолго. В пасхальные дни 971 года, подавив восстание в Азии, Цимисхий неожиданно для русских перешел Балканы и вторгся в Болгарию. После двухдневной осады греки взяли Преславу и выбили оттуда русский гарнизон, которым командовал Свенельд. После этого Плиска и многие другие болгарские города отпали от Святослава и перешли на сторону Цимисхия. Сам Святослав находился в это время на Дунае в Доростоле, Узнав о поражении у Преславы, он испытал огорчение и досаду, но еще надеялся на победу. Когда император подступил к Доростолу, он увидел русских, стоящих перед стенами в ожидании битвы. После того, как противники сошлись врукопашную, завязалось яростное сражение, и долго обе стороны бились с одинаковым успехом. К вечеру, когда бойцы стали уже изнемогать, Цимисхий бросил в бой свою конницу. Не выдержав этого натиска, русские обратились в бегство и скрылись за стенами крепости. После этого в течение нескольких дней происходили упорные сражения перед стенами, из которых греки обычно выходили победителями. Тогда Святослав собрал свою дружину и стал советоваться, как им дальше быть. Многие были за то, чтобы отступить, но Святослав сказал: "Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботитесь". Воины, вдохновленные этой речью, воскликнули: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы положим". На другой день русские, построившись в фалангу, выступили против греков и бились с невиданным доселе ожесточением. Император, увидев, что греки отступают, сам бросился в бой, чтобы воодушевить воинов. К довершению несчастья разразился ураган. Ветер дул навстречу русским и забивал им глаза. В то же время, обойдя строй Святослава, Варда Склир ударил ему в тыл. Русские не выдержали и побежали под защиту стен. Сам Святослав, израненный стрелами и потерявший много крови, едва не попал в плен. Всю ночь он провел в гневе и печали, сожалея о гибели своего войска. Но, видя, что ничего уже нельзя предпринять, он почел долгом не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложил все усилия для спасения оставшихся в живых воинов.- Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну и стал просить мира на следующих условиях: русские уступят грекам Доростол, освободят пленных, уйдут из Болгарии и возвратятся на родину, а греки дадут им возможность отплыть, не нападут на них по дороге с огненосными кораблями, а кроме того, снабдят их продовольствием и будут принимать русских купцов на тех условиях, которые были установлены прежде. Император с радостью принял эти условия. Из 60-тысячной армии, которую Святослав привело собой в Болгарию, в живых в это время осталось 22 000. По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: "Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги". Но Святослав не послушал его и пошел в ладьях. Между тем Свенельд беспокоился не зря: болгары послали сказать печенегам: "Вот, идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа". Услышав об этом, печенеги заступили пороги. Святослав узнал, что нельзя пройти через пороги, и остановился с дружиной в Белобережье на зимовку. Вскоре у русских кончилась вся еда, воины стали есть коней и начался великий голод. Весной 972 года Святослав решил продолжить путь. Едва добрался он до порогов, напал на него Куря, князь печенежский, и перебили печенеги всю русскую дружину. Пал в бою и Святослав. А из черепа его печенеги сделали чашу, оковав его, и с тех пор пили из нее печенежские ханы. Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г. СВЯТОСЛАВ, великий князь Киевский (ок. 945-972), сын кн. Игоря и кн. Ольги, подавивший попытки установить иудейское иго на Руси. “О, дорогое мое дитя! — говорила Святославу блж. Ольга. — Нет иного Бога ни на небесах наверху, ни на земле внизу, кроме Того, Которого познала я, Создателя всея твари Христа Сына Божия... Послушай меня, сынок, прими веру истинную и крестись, и спасен будешь” (Степенная книга). Однако речи эти, как свидетельствует летописец, подобны были попыткам сеять на воде — князь оставался холоден и непреклонен. “Если бы я и хотел креститься, — отвечал он матери, — никто бы мне не последовал и никто бы из моих вельмож не согласился этого сделать. Если один я закон христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения мне будут смеяться надо мной... И что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я буду никому не нужен”. Благодатный церковный опыт Ольги оказался недоступен ее строптивому сыну. Плакала мать, скорбя, в молитве изливая Богу свою печаль, прося вразумления, милости и защиты. “Премилостивый Господи, Боже мой Иисус Христос, — взывала княгиня, — прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою... Помощник ми буди и не остави мене, Боже Спасителю мой, яко отец мой и мати моя оставили мя, и супруга я лишилась. От него единственного сына прижила, и тот непокорив и неверен... Я, Господи, на милость Твою уповаю, и на множество щедрот Твоих надежду души моей возлагаю, и к Тебе, прибегая, молюсь: научи меня творить волю Твою и спаси меня от рода лукаваго, от множества язычников. И хоть они ушли от Твоей благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия ради не пренебреги ими, но посети и вразуми, приведи их к познанию Себя... Пусть они, просвещенные Тобою, когда-нибудь прославят имя Твое пресвятое, Отца и Сына и Святаго Духа из рода в род и во веки. Аминь”. Бог внял материнской мольбе. Дело обернулось так, что ревностный язычник и непримиримый враг христианства Святослав как никто другой способствовал разрушению самого главного внешнего препятствия на пути Православия в Россию. Суровый и жестокий воин, он своими дерзкими походами уничтожил Хазарию и укрепил Русское государство, расчистив, таким образом, путь к служению, благодатное призвание на которое последовало тремя десятилетиями позже — в Таинстве Святого Крещения. Мать Святослава — св. равноап. кн. Ольга — не дала угаснуть в народе слабой искре христианства, всеянной тремя “неудачными” крещениями, которая вспыхнула ярким светом на Святой Руси в результате чудесного обращения ее внука — кн. Владимира. Святослав сохранил единство Руси, защитив ее от внешних врагов, угрожавших молодому государству с юго-востока. Ольга удержала нарождающееся русское христианство от растлевающего еретического влияния католицизма, грозившего ему с северо-западного направления. Святослав спас государственное тело России. Ольга не дала смутить ее неискушенную юную душу. Такое сочетание, вопреки всякому человеческому предвидению, готовило Русь к христианскому прозрению, хотя временами казалось, что новое государство умрет, едва успев родиться. К сер. X в. киевский князь стал вассалом иудейского царя Хазарии. Произошло это после карательного похода “досточтимого Песаха” — еврейского полководца, который во главе наемной армии отбросил русов от берегов Азовского моря, опустошил страну и осадил Киев. Около 940 от киевского князя отпало Днепровское левобережье, земли уличей и тиверцев в низовьях Днестра и Дуная попали в руки печенегов, кривичи создали свое независимое Полоцкое княжество. Под мощным воздействием хазарских евреев Русь разваливалась на глазах, превращаясь в вассала иудейского каганата, вынужденная не только платить ему дань, но и воевать за его интересы, совершенно чуждые славянам. “Тогда стали русы подчинены власти хазар”, — гордо сообщает современный еврейский автор. Еще в самом н. IX в. власть в Хазарском каганате захватил некий влиятельный иудей Обадия. Он превратил хана из династии Ашина в марионетку и сделал талмудический иудаизм государственной религией Хазарии. С тех пор ее политика преследовала цели, проистекавшие из мессианских чаяний раввинов и их неутолимой ненависти к христианству. Первой заботой хазарских иудеев традиционно стала забота о богатстве. Через тысячу лет после того, как еврейство отвергло Спасителя, иудеи-рахдониты продолжали свято верить, что путь к господству над миром (якобы обещанному им Самим Богом) один — золото. Богатство давало возможность подкупать союзников и нанимать воинов. Все это: торговое имущество, купленные союзники и воины-наемники — было брошено к достижению заветной цели: уничтожению или ослаблению ненавистного оплота Вселенского Православия — Византийской империи. В 939 по Рождеству Христову войну против Византии развязал хазарский царь Иосиф, который начал с того, что “низверг множество необрезанных”, то есть попросту перебил христиан, живущих внутри Хазарии. Затем хазарское войско вторглось в Крым, взяло там три города, “избив мужчин и женщин”, и осадило Херсонес, где нашли себе убежище уцелевшие христиане. Составной частью кампании стал поход на русские земли, закончившийся подчинением киевского кн. Игоря. Он обещал “платить дань кровью”, то есть в войне Хазарии с Византией выставить свою дружину против империи на стороне каганата. Этим, возможно, и объясняются два его похода на Царьград, последовавшие один за другим в 941 и 944. Подчинение Хазарии сыграло роковую роль и в жизни самого Игоря. Общепризнанно, что он был убит древлянами при сборе дани. Но остается открытым вопрос — для кого собирал он эту дань? Что заставило князя увеличить ее до размеров, вызвавших восстание древлян? Ответ прост: надо было платить Хазарии. Итак, когда Святослав сел на Киевском столе, перспективы Русской державы казались весьма мрачными. Она потеряла внутреннее единство и внешнюю независимость, происками Хазарии оказалась втянутой в войну с Византией, совершенно не нужную и чуждую русским интересам. На Западе процесс объединения Германии под скипетром саксонской династии делал ее источником мощной военной и духовной агрессии, что тут же испытали на себе славяне Эльбы, Поморья и Вислы. Священная Римская империя германской нации, основанная Карлом Великим еще в 800 году, становилась в Восточной Европе реальной силой, заявлявшей свои права не только на земли, но и на души славян. В 961 в Киев прибыл римский еп. Адальберт со свитой. Его пригласила сама “королева ругов” — св. равноап. кн. Ольга. Поскольку в то время, несмотря на постепенное отпадение Римской церкви от Православия, канонически это еще не было закреплено, княгиня, возможно, сочла, что на первое время стоит пригласить священников с Запада, ибо это гораздо ближе и удобнее, чем дожидаться оказии из далекой Византии. В 959 она обратилась с этой просьбой к королю Германии Оттону I, результатом чего и явилось посольство Адальберта. Однако вероотступничество католиков и их политические амбиции были так очевидны даже для малочисленных неискушенных новообращенных русских христиан, что миссия римского прелата провалилась с треском. Уже в следующем, 962 году он был вынужден уехать назад, “не успев ни в чем”. Более того, его отъезд напоминал скорее бегство, ибо “на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с трудом спасся”. Такой неласковый прием был вызван тем, что Ольга быстро поняла своим здоровым церковным чутьем — Адальберт предлагает ей вовсе не ту веру, благодатные плоды которой она узнала после крещения в Царьграде. “Есть путь, — говорит Писание, — иже мнится человекам прав быти, последняя же его приходят во дно ада” (Притч. 14:12). Святой страх ступить на этот путь — путь утери чистоты веры, путь заблуждения, гибельной ереси — и заставил святую княгиню столь круто обойтись с высоким иноземным гостем. Святослав почти всю свою жизнь провел в походах. Война с Хазарией за освобождение от вассальной зависимости началась почти сразу после смерти кн. Игоря в 945. В 50-х X в. она шла, то вспыхивая, то затухая, с переменным успехом. “Я живу у входа в реку и не пускаю русов”, — писал хазарский царь Иосиф министру Абдаррахмана III, Омейядского халифа Испании, Хасадаи ибн Шафруту, пытаясь представить дело так, что, удерживая Поволжье от нападений славян, он защищает интересы мусульман. Иосиф искал союзников, ибо у хазарских иудеев уже не хватало сил (или денег), чтобы повторить поход “досточтимого Песаха”, и они пытались заручиться поддержкой в стараниях не упустить молодую Русь из-под своего военного и политического влияния. Всем этим надеждам суждено было рассыпаться в прах — Святослав имел иной взгляд на будущее Хазарии и Руси. В 964 он совершил свой первый поход — на север, на Оку — в земли вятичей, освободив их от власти хазар и подчинив Киеву. Воспользовавшись победой, князь с помощью вятичей там же, на Оке, срубил для дружины ладьи и весной следующего года спустился речным путем по Волге к Итилю — главному городу иудейской Хазарии. “И бывши брани, одоле Святослав козаром, и град их... взя”, — свидетельствует летописец. Эта победа решила судьбу войны и определила распад Хазарии. Еврейская община разбежалась, исчез центр сложной торговой, политической и военной системы, вдохновлявшейся религиозными интересами иудеев. Гибель талмудистов Итиля освободила как самих хазар, так и все окрестные народы, входившие в сферу влияния каганата. На обратном пути Святослав завладел крепостью Саркел (Белая Вежа) — столицей Хазарии на Дону — и благополучно вернулся домой, в Киев, не встречая особого сопротивления, ибо местное население вовсе не собиралось воевать за чуждые ему интересы разбежавшихся иудеев. Хазарский каганат прекратил существование. Крушение опорного пункта еврейских интересов на Востоке немедленно повлекло за собой цепь следствий — религиозных, экономических, политических и этнических. Утратили поддержку те, кто опирался на помощь агрессивного талмудического иудаизма. “Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, принужденная уступить гегемонию национальным князьям и феодалам, в Китае отдельные солдатские антикочевничевские мятежи переросли в агрессивность и национальную исключительность новорожденной династии Сун, халифат в Багдаде ослабел и потерял контроль даже над Египтом, не говоря уже о “прочей Африке” и Аравии; дезорганизация разъедала Саманидский эмират”. Удар, нанесенный Святославом в низовьях Волги, откликнулся гулким эхом по всему миру. Годом позже Святослав подчинил волжско-камских болгар и мордовские племена, повторно разгромив остатки хазарского войска. Выйдя к Северному Кавказу, князь осадил и взял крепость Семендер, победил племена аланов, ясов и касогов, союзников каганата, тревоживших набегами юго-восточные рубежи Руси. Выйдя к Азовскому морю, он основал в районе Кубани крепость Тмутаракань, ставшую впоследствии столицей русского Тмутараканского княжества. В результате этих восточных походов страна воспряла. Совершилось объединение восточнославянских племен в единое государство, Русь установила контроль за торговыми путями по Волге и Дону, обезопасила свои южные границы и заявила о себе как об одном из сильнейших государств Европы. Но неутомимый князь не думал о мире. Война была его жизнью, его ремеслом. Святослав двинул свою дружину в земли Византии. Плацдармом для этого похода должны были стать болгарские земли, завоеванные Святославом в 968. Весной этого года воины князя приплыли в устье Дуная и разбили не ожидавших нападения болгар. Осенью русы опять разбили болгарское войско у Доростола. Святослав думал даже вообще перенести столицу своей державы из Киева в Переяславец, говоря: “Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — меха и воск, мед и рабы”. Но князя ожидало жестокое разочарование. Его победоносный меч, не знавший поражений в войне с иудейским каганатом, не принес ему славу в боях с православными воинами Византии. Император Иоанн Цимисхий, опытный дипломат и искусный воин, разбил гордого руса. Весной 971 войска Цимисхия взяли Переяславец и осадили дружину Святослава в Доростоле. Голод и болезни заставили князя заключить мир в обмен на обещание императора беспрепятственно выпустить на родину остатки дружины. Осенью 971 русы покинули Болгарию. В ярости князь поклялся уничтожить в своей стране единоверцев ненавистного Цимисхия. Он послал гонца в Киев с приказом сжечь все христианские церкви и обещал по возвращении “изгубить” всех христиан. Искать защиты было не у кого — св. кн. Ольга почила в 969. Казалось, христианству на Руси пришел конец, и лишь неожиданная (читай: промыслительная) смерть Святослава в стычке с печенегами на пути в Киев избавила киевлян от ужасов расправы. Летописец так повествует о кончине князя: “В год 972-й, когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него”. Митрополит Иоанн (Снычев)
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (927? - 972 или 973) - вел. князь киевский, полководец. Сын Игоря и Ольги. Большую часть своего княжения провел в походах. По словам летописца, С., открыто сообщавший врагам: "Иду на вы!", не брал с собой шатров и котлов, спал на земле, подложив под голову конское седло, нападал с быстротою барса. В 964 - 966 подчинил своей власти вятичей, освободив их от дани хазарам, разгромил волжских болгар и Хазарский каганат. Ок. 971 в союзе с болгарами и венграми начал воину с Византией, закончившуюся подписанием мирного договора 971 с имп. Иоанном Цимисхием. Возвращаясь в Киев, С: был подстережен печенегами, натравленными Византией, и убит у днепровских порогов. Воинственный образ С. сохранился в народном предании. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Литература:Рапов О.М. Когда родился великий киевский князь Святослав Игоревич // Вестник Моск. ун-та. Сер. 8: История. 1993. N 9;
|
|
ПРОЕКТ ПОРТАЛА ХРОНОС |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |