Ланки цари
       > ПРАВИТЕЛИ МИРА > ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

Правители мира

Ланки цари

V в. до Р. Х.

ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ


ДИНАСТИИ
ГЕНЕАЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА

Прочее:

Ланки цари

Ланки цари, царские династии, правившие на острове Шри Ланка начиная с V в. до Р. Х.

Древнейшим населением Шри Ланки были ведды, принадлежавшие к экваториальной (австралоидной) расе. В I тысячелетии до Р. Х. на остров из Южной Индии начали переселяться дравидские племена - предки современных тамилов. Позже появились сингалы - индоарийцы из Северной Индии. Именно они в начале V в. до Р. Х. создали на острове первое царство. Основателем его был принц Виджайя. По преданию, он был изгнан из североиндийского города Сихапура и после долгих скитаний, с 700 спутниками добрался до Ланки. Здесь переселенцы создали государство со столицей в Тамбапанни. Виджайе наследовал племянник Пандувасудева, который имел от брака с принцессой Бхаддакаччаной из рода Шакьев (также прибывшей на Ланку из Индии) десять сыновей и дочь. После Пандувасудевы царствовал его старший сын Абхая. Около 397 г. до Р. Х. братья отстранили его от власти и установили регентство, продолжавшееся 17 лет. Затем трон перешел к их племяннику Пандукабхае. (Он собрал в восточных районах острова большое войско и с его помощью захватил власть.) Пандукабхая перенес столицу в Анурадхапуру и правил в течение 70 лет. Его сменил сын Мутасива, у которого было десять сыновей и две дочери. Второй по старшинству сын, Деванампия Тисса, стал первым сингальским царем, объединившим под своей властью весь остров. В его царствование из Индии прибыл посланный магадхским царем Ашокой буддийский проповедник Махинда, под влиянием которого царь принял буддизм. В следующие годы эта религия (в форме учения хинаяны) стала государственной. При Деванампии Тиссе было основано несколько буддийских монастырей. Самыми первыми были мужской монастырь Махавихара в царском парке Анурадхапуры и женский - Упасикавихара - неподалеку от столицы (основательницей последнего была дочь Ашоки, Тхери Сингхамитта).

После смерти Деванампии Тиссы на престоле последовательно сменились три его брата - Уттия, Махасива и Суратисса. Затем трон захватили два тамильских царя - Сена и Гуттика. После них правил один из младших братьев Деванампии Тиссы - Асела. Он был смещен принцем Эларой из южноиндийской династии Чолов. Однако южная часть острова сохранила независимость. Царствовавший в Рухуне Какаванна Тисса, из рода Мория, путем долгой борьбы сумел объединить под своей властью основные районы юга - Келани, Серу и Катарагмы. После смерти Какаванна Тиссы престол в Рухуне занял один из его сыновей - Дуттхагамани. Он начал войну с Эларой, победил его и около 161 г. до Р. Х. объединил под своей властью север и юго-восток острова. В сингальской исторической традиции он прославляется как национальный герой и хранитель веры. Ему наследовал брат Саддхатисса. После междоусобной войны его сыновей на трон в 109 г. до Р. Х. взошел сначала Ланджатисса, а потом Кхаллата Нага. Период его правления на острове был отмечен усилением джайской оппозиции, противостоявшей официальной буддистской церкви. Три принца царской семьи попытались даже совершить государственный переворот, но потерпели поражение. В 102 г. до Р. Х. пять тамильских правителей свергли четвертого сына Саддхатиссы, Ваттагамани Абхаю, и в течение 14 лет управляли островом. В 89 г. до Р. Х. Ваттагамани Абхая собрал большое войско в Рухуне и сумел отвоевать Анурадхапуру. При нем впервые был записан на языке пали буддийский канон "Трипитака", бытовавший до этого в устной традиции.

Особенностью следующих десятилетий была острая борьба между различными течениями буддизма, что нашло отражение и в политической сфере - частых переворотах и сменах правителей. Положение стабилизировалось только при Кутаканне Тиссе, вступившем на престол в 41 г. до Р. Х. Затем, после смерти Амандагамани Абхаи, в 31 г., вновь начались кровавые междоусобицы. Его брат Канираджану Тисса был свергнут в 34 г. буддийскими монахами. Затем последовала новая череда переворотов, окончательно ослабивших династию Мория. В правление Иланаги возвысился древний аристократический сингальский род Ламбакарна, постепенно сосредоточивший в своих руках всю фактическую власть. После смерти в 59 г. сына Иланаги, Яасалаки Тиссы, начались усобицы. В 65 г. власть захватил принц Васабха, положивший начало новой сингальской династии Ламбакарна. Васабхе удалось вновь распространить свою власть на весь остров, включая Джафну на севере и Рухуну на юге. Его сыну Ванканасике Тиссе пришлось отражать нападение южноиндийского царства Чолы. Война была упорной, но в целом успешной. Сын Ванканасики, Гуджабаху I Гамана, совершил поход в Южную Индию и захватил в плен значительное число тамошних жителей. Три его преемника правили в мире и покое. Затем царская власть опять начала слабеть.

В 195 г. престол захватил военачальник Сиринага I. При его сыне Вохарике Тиссе I на острове вспыхнула распря между различными буддийскими школами. Она достигла апогея в царствование Махасены и вылилась в борьбу между двумя крупнейшими монастырями - Махавихарой, центром и оплотом ортодоксального хинаянистского буддизма, и Абхайагиривихарой, поддерживавшим постоянные контакты с махаянистскими сектами в Индии и воспринявшим многие идеи махаяны. В царствование Сиримегхаванны, в начале IV в., на остров была доставлена священная реликвия - зуб Будды, ставшая в последующие века символом царской власти.

В следующие полтора века Ланка наслаждалась миром и процветанием. Царствовавшие в это время цари характеризуются в ланкийских хрониках как покровители ремесел и искусств. В царствование Маханамы (410-432) был составлен обширный комментарий Буддхагхоши к буддийскому канону. Со смертью Маханамы, не оставившего прямых наследников, основная линия династии Ламбакарна пресеклась. В стране началась борьба за престол. Воспользовавшись этим, власть в 433 г. захватил тамильский принц Панду. Ему наследовали еще пять царей тамильского происхождения. Все это время Рухуна оставалась независимой и была центром борьбы с захватчиками. В конце концов ее возглавил Дхатусена, принадлежавший к клану Мориев, утратившему трон за четыре века до этого. Одержав победу над тамилами, Дхатусена в 459 г. провозгласил себя царем в Анурадхапуре и положил начало второй династии Мориев. В его царствование было построено много ирригационных сооружений, в том числе знаменитое водохранилище Калавэва, оросившее огромную площадь в междуречье Кала-ойи и Малвату-ойи. В 477 г. Дхатусену низложил его сын Кассапа I, который живым замуровал отца в стену плотины. Он перенес столицу из Анурадхапуры в крепость Сигирию. В 495 г. Кассапу сверг его брат Моггаллана I, использовавший против него войска, приведенные из Южной Индии. Столицей опять стала Анурадхапура.

Правление Мория на этот раз было недолгим. Уже в 522 г. престол перешел обратно к клану Ламбакарнов. Мории не смирились со своим поражением. Следующие полтора века были временем непрекращавшихся смут и ожесточенных междоусобиц между двумя кланами. Мории еще раз вернулись к власти в 577 г. при Маханаге. Среди царей этого времени выделяются Моггаллана II, Аггабодхи I и Аггабодхи II, правление которых отличалось внутренней стабильностью, широкомасштабным строительством и продуктивными реформами. Но в 623 г. трон опять перешел к Ламбакарнам.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001. Электронный текст перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

 

 

 

 

ПРОЕКТ ПОРТАЛА ХРОНОС

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС