Изабелла I
       > ПРАВИТЕЛИ МИРА > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

Правители мира

Изабелла I

1474-1504

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


ДИНАСТИИ
ГЕНЕАЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ЛИТЕРАТУРА

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ ХРОНОСА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА

Прочее:

Изабелла I

 

Изабелла I. Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/ 

 

Церковь и государство

Католические монархи решились и на реформу церкви. В XV веке духовенство обладало высочайшим

[33]

авторитетом, огромным влиянием, многочисленными привилегиями, а также значительными земельными владениями. В Кастилии существовало четыре архиепископства и двадцать два викарных епископства, в Арагоне — три архиепископства. Согласно Аскону (Azcona) на конец XV века было приблизительно от десяти до пятнадцати тысяч церковных приходов: 150 бенедиктианских, 50 цистерцианских, 6 картезианских, 30 иеронимитских, а также несколько францисканских и доминиканских монастырей, к тому же еще 6 премонстратенсианских и 7 августинианских монастырей. Основным источником их доходов была взимаемая с прихожан десятина. Богатейшими среди всех приходов считались Толедо и Севилья.

Духовенство также обладало юрисдикцией в качестве владельцев ленов. Однако по повелению монархов при судопроизводстве в отношении мирян преимущество отдавалось королевским судебным инстанциям. Изабелла и Фердинанд также пожелали иметь влияние на назначение епископов. Этому, однако, долгое время противился Священный престол. Только при папе Александре VI Борджиа королевской чете удалось сдвинуть этот вопрос с места. При этом были заложены основы национальной церкви, так как отныне доступ к духовным чинам и званиям стал закрыт для всех иностранцев.

Некоторые представители высшего духовенства стали выдающимися слугами монархии. Среди них особо выделяются Дон Педро Гонсалес де Мендоса (кардинал и архиепископ Севильи), Эрнандо де Талавера (с 1478 года духовник королевы Изабеллы, с 1492 года архиепископ Гранады) и Франсиско Хименес де Сиснерос (с 1492 года духовник королевы, с 1495 года архиепископ Толедо, Великий Инквизитор). В кризисные времена 1506-1507 и 1516-1517 годов Сисне-

[34]

рос даже принимал на себя управление государством. С помощью этих трех духовных особ и благодаря тесному сотрудничеству католической четы и церковной иерархии сформировалось новое государственное сознание, связавшее религиозные помыслы с государственной безопасностью, стабильностью и единством.

Католические правители также попытались унифицировать религиозные убеждения. В качестве подходящего для этого инструмента в 1478 году была введена Инквизиция, призванная преследовать ересь, то есть отклонения от христианского вероучения. Она не была направлена против исповедовавших другие религии. Особенно следили за новообращенными группами населения, и прежде всего за бывшими последователями иудаизма, в чьей искренности и надлежащем отправлении культа сомневались. Предполагалось, что иудейская вера и далее тайно исповедуется в семейных кругах и что старых культурных традиций придерживаются преимущественно женщины. Достаточно поводов для принятия Инквизицией решительных мер давало широко распространившееся доносительство. В 1483 году по представительству королевской четы папа назначил Великим Инквизитором доминиканца Томаса Торквемаду. Между 1481 и 1490 годами в Кастилии, по некоторым оценкам, были приговорены к смерти 2 000 человек; еще 15 000 новообращенных должны были покаяться.

За дело Инквизиция взялась и в Арагоне. Здесь имелся большой опыт еще со времен волнений альбигойцев в XIII веке. Однако из-за местных прав и привилегий ее деятельность здесь была сильно ограничена, и поэтому она могла выступать как инструмент королевской власти только условно. Вначале предполагалось надзирать исключительно за спасающимися

[35]

в Арагоне андалусскими новообращенными. Но фактически дело коснулось также и местных общин новообращенных. В 1487 году Инквизиция всерьез приступила к расследованиям. До 1500 года были казнены 38 человек, на 386 человек было наложено покаяние и 590 человек были осуждены заочно. С 1488 по 1500 год в Мальорке Инквизиция приговорила 257 человек. В Валенсии до 1488 года было вынесено примерно 100 смертных приговоров.

Изначально Инквизиция занималась еретиками, разоблачала ренегатство, колдовство, суеверия, богохульство и ростовщичество. Новым было то, что речь теперь шла о чисто церковном суде. Корона имела право лишь предлагать свои кандидатуры на должность инквизиторов. Другое отличие состояло в том, что процессы доводились до конца в Испании, а не в Риме, что подсудимым не были известны обвинители, что имущество арестованных тут же конфисковывалось короной и что ухудшалось также материальное положение членов семей обвиняемых и страдала их репутация. Чаще всего им грозил полных крах. Поэтому некоторые историки характеризуют Инквизицию как «гигантскую оргию грабежа», «карнавал разбойников», «проституцию религии на службе алчности». Огромной выручкой — только в одной Андалусии в 1488-1497 годах было собрано приблизительно 50 миллионов мараведи (133 000 дукатов) — Изабелла и Фердинанд покрыли расходы на войну против Гранады и экспансию на Средиземном море. На эти деньги также строились и содержались приходские церкви, финансировались благотворительные учреждения, а также оказывалось вспомоществование бедным.

Инквизиция, разумеется, не имела власти над приверженцами иных религиозных общин. Изгнание ев-

[36]

реев в 1492 году из королевства. Кастилии, о котором, вопреки мнению Вонеса, так много говорено, не следует рассматривать именно в этой связи. Поэтому оно не может означать наличия, как утверждает Вонес, антисемитизма расистского, религиозного или социально-экономического толка. Скорее, католические монархи стояли перед выбором: обратить евреев и тем самым подчинить их аппарату надзора Инквизиции или изгнать, добившись таким образом желанного религиозного единства государства.

В Кастилии проживало около 70 000 евреев, что составляло 1,6 процента всего населения. И хотя с изгнанием евреев осуществилось внутреннее единство монархии, она заплатила за это потерей огромной части зажиточного и квалифицированного населения. В 1502 году 20-25 тысяч мудехаров (мусульман) встали перед выбором: обращение или изгнание. Почти все окрестились, даже и без внутреннего убеждения, попав при этом под пытливый взгляд Инквизиции. Теперь эти так называемые мориски (обращенные мусульмане) стали объектом всевозрастающей социально-экономической дискриминации. Но как незаменимая рабочая сила они пользовались защитой своих хозяев и скоро были оставлены в покое. Население ненавидело их меньше, чем евреев, так как мавры жили общинами, состоявшими (в различной пропорции) из дешевых батраков и искусных ремесленников. Общественное напряжение разрядилось лишь в 1568 году восстанием морисков, которое подавил Дон Хуан Австрийский, побочный сын императора Карла V и дочери регенсбургскош бюргера Барбары Бломберг. Так что в 1608-1611 годах всем обращенным: мудехарам пришлось покинуть Испанию. Для желаемой ассимиляции одного крещения оказалось недостаточно.

[37]

Марита А. Панцер. «Католическая королевская чета»: Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский (1479—1504/16). Здесь приводится по изд.: Испанские короли. Ростов-на-Дону, 1998, с. 33-37.

Вернуться к оглавлению статьи М.А. Панцер


Вернуться на главную страницу Изабаллы Кастильской

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ ПОРТАЛА ХРОНОС

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС